Безопасность и здоровьесбережение

Безопасность

  • Положение о пропускном режиме школы (просмотр)
  • Распоряжение № 8/ш «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» (просмотр)
  • Перечень инструкций по охране труда специализированного структурного образовательного подразделения Посольства России в Венгрии «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Венгрии» (просмотр)

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Введение.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
• технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
• технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
• разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках физики.
Следует заметить, что физика в подавляющем большинстве школ изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 7-8 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.
Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
На начальном этапе обучения физике это могут быть игровые задания для обобщения знаний (“паспорта сил”, “физические сказки”, кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление.
“Поэзия — та же добыча радия. / В год добыча, в грамм труды. / Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды” — эта цитата из Маяковского неизменно привлекает внимание старшеклассников, когда речь заходит о работах супругов Кюри в области изучения радиоактивности, о выделении радиоактивных элементов. В теме “Строение атома” уместно стихотворения Брюсова “Мир электрона” (см. Приложение), в результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия заряженных частиц в атоме, его структуры и т.п. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
• Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока
• Использование проблемных творческих заданий
• Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий
• Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
• Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Заключение.
В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

[свернуть]
Приказ № 477н от 04.05.2012 Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи (просмотр)
  • Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации (просмотр)
  • Распоряжение № 10-3/ш по средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Венгрии «Об организации питьевого режима в школе» (просмотр)
  • Распоряжение № 10-4/ш по средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Венгрии «Об организации воздушно-теплового режима и режима проветривания в школе» (просмотр)
  • Распоряжение № 10-5/ш по средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Венгрии «О профилактике и запрещении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ» (просмотр)
  • Краткая характеристика основных направлений работы по здоровьесбережению ССОП Посольства России в Венгрии «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Венгрии (просмотр)
  • План работы педиатра школы на 2018-2019 учебный год (просмотр)
  • План мероприятий по организации медицинского обеспечения учащихся средней школы при Посольстве России в Венгрии (просмотр)
  • Программа профилактики травматизма и несчастных случаев среди обучающихся (просмотр)  
  • Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в специализированном структурном образовательном подразделении Посольства России в Венгрии «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Венгрии» (просмотр)
  • Программа обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи (просмотр)
    График проведения медицинского осмотра на 2018-2019 учебный год

    Класс Дата Ответственные учителя
     

    1 класс

     

    12.09. 2018г. (среда)

     3 урок (физкультура),

     5 урок (окружающий мир)

     

    Страхова Г.А.

    Орлов М.Г.

     

     

    2 класс

     

    01.10.2018г. (понедельник)

    4 урок (музыка),

    5 урок (технология)

     

     

    Духанова Л.В.

    Хегедюш И.И.

     

    3 класс

     

    07.09. 2018 г. (пятница)

    3 урок (технология)

    4 урок (физкультура),

     

     

    Чернышова Н.И.

    Орлов М.Г.

     

     

    4 класс

     

    20.09. 2018 г. (четверг)

    4 урок (физкультура),

    5 урок (технология)

     

    Ордынская Н.Е.

    Орлов М.Г.

     

     

    5 класс

     

    18.09. 2018 г. (вторник)

    3 урок (физкультура),

    6 урок (изо)

    Застеба П.В.

    Орлов М.Г.

    Сафронова Г.Н.

     

    6 класс

     

    21.09. 2018г. (пятница)

    5, 6 уроки (технология)

    Дрыночкина О.В.

    Сафронова Г.Н.

     

    7 класс

     

    26.09. 2018 г. (среда)

    2 урок (физкультура),

    6 урок (ИЗО)

    Наумова Е.А.

    Сафронова Г.Н.

     

    8 класс

     

    28.09. 2018 г. (пятница)

    1 урок (физкультура),

    7 урок (технология)

    Дмитриева Н.А.

    Наумов Л.В.

    Сафронова Г.Н.

     

    9 класс

     

    10.09. 2018 г. (понедельник)

    2 урок (физкультура),

    11.09. 2018 г.  (вторник)

    1 урок (физкультура),

    Кузьмина Ю.Л.

    Наумов Л.В.

     

     

    10 класс

     

    04.10.2018 г. (четверг)

    7 урок (физкультура)

    05.10. 2018 г. (пятница)

    6 урок (физкультура),

     

    Павленко О.Ю.

    Орлов М.Г.

     

    11 класс

    24.09.2018г. – (понедельник)

    1 урок (физкультура)

     

    Куслиев С.В.

    Наумов Л.В.

     

[свернуть]